Общество «Массового потребителя»
читать дальше «Кому в войне не хватит воли, тому победы не видать, коль торговать, не всё равно ли, свинцом иль сыром торговать» – фраза, наиболее ярко разворачивающая перед нами панораму такого мира. Закон – гибкий, как цены на повсеместно вырастающих рынках, души – нет, потому что она не подлежит купле-продаже. Любовь и верность – ерунда, которую «прогрессивный» массовый потребитель оставил низкоразвитым пращурам: романтикам, идеалистам и рыцарям. Правда здесь не в ходу, потому что она, как ничто, мешает совершать сделки… А люди боятся. Ну, не удивительно – человек боится всего и всегда, чем успешно пользуется любая власть. Наша официальная власть не имеет и доли той всепоглощающей мощи, которую себе гарантирует каждой рекламной паузой рыночная экономика. Потому что, видя на каждом углу надпись «Купи!», сложно сообразить, зачем и кому ты понесешь свои деньги (которые, по сути, тоже фигня, так почему же тогда так их жалко?). А нести следует, потому что завтра предприниматели объявят дефолт и деньги твои пойдут прахом. На бобах останется наш массовик… Зная о стремлении человека к комфортному существованию: сытому, теплому и ленному, рынок крутится, как может, лишь бы пополнить т.н. «сферу услуг». Скажи в средние века эти слова, на тебя посмотрели бы как на дебила, потому что рынок – это место, где продают рыбу, а не услуги. А вот как раз рыбу-то и стало достать сложнее, чем, скажем, мерчендайзера (кто это? да черт его разберет…). Рынок крутится, но в итоге все же остается не в накладе, потому что поднять цену товара в 2,5 раза больше себестоимости – правило «хорошего тона» для предпринимателя. Хотя, истинных расценок я не знаю, как и все потребители, в общем то. На уроке истории нам задали сакраментальный вопрос – сколько у тебя дома телевизоров? холодильников? микроволновок? Ответ потрясает. Пять, три, четыре.… Зачем? Ни одного ответа. Хотя, если честно, ответ очевиден, хотя довольно неприятен массовику. Навязали. Потому что телевизор неудобно смотреть, когда рядом твои родственники. Потому что есть хочется всем, а достать неоткуда – мама оккупировала кухню. Потому что…. Но сводится все удобство к одному – комфорту продавца всей этой мишуры. Пока этот процесс порабощения разума человека в России находится на этапе раннем и не затрагивает больших пространств. Мегаполисы (естественно) уже этим захвачены. Здесь есть так называемые продвинутые люди, которые всем корпусом уже влезли в этот «Запад», и, что страшно, дети, которые видят не «Ну, погоди», а Дятла Вуди. Потому мы потеряем наш мир, если воспитателем молодого поколения станет пластмассовая коробка, а не любящая мама. Посему, мне кажется, не стоит столько времени посвящать тупому ящику. Возьмите в руки папку – рисуйте, пишите, креатив нужен сейчас как никогда, в первую очередь – вам самим. Чтобы не затянуло в очередное болото, стоит хотя бы пытаться выбраться из него, потому что усилия не бывают напрасными. И мне хотелось бы, чтобы наше общество было наполнено не «массовыми потребителями» - машинками для выдачи денег, а личностями, творцами – писателями, художниками, мыслителями. Тогда можно будет думать об улучшении мира – когда мы уйдем от рамок, навязанных «сверху», и прислушаемся к своим личным желаниям и принципам. Такое общество будет идеальным.
Это то общество, к которому хотят нас привести друзья-американцы. И не то чтобы это было плохо, но лично мне оно кажется неразумным. Наверное, я не права. Потому что массовый потребитель не оперирует понятием «правда» в своем обиходе. Потому что тумблер в голове рядового американца (все ведь видели различие в выражении лиц прохожих – американских (вечные «тупые» улыбки потребителя) и наше («сосредоточенная скорбь»)) на понятии «праведной истины» давно переключен в сторону «не подлежит товарообмену».
Меня это пугает. Я не желаю жить в обществе, где основная ценность – разноцветные бумажки, с которых пропала даже элементарная гарантия твоего материального состояния – надпись «обеспечено золотым запасом» или как-то так… Я в эти времена «обеспечения» не жила, всю сознательную жизнь я продержала в руках только цветную бумагу (притом, довольно низкопробную). И тот самый «рынок» еще смеет пугать нас дефолтами – когда у нас фактически и так ничего нет?
Я, в целом поддерживая российское правительство, огорчена его малым участием в войне, которую разворачивают в умах (польстим рядовому потребителю) населения СМИ и рынок (у них связка наиболее удачна, потому что одно без другого застопорится, а-ля «реклама - двигатель прогресса»).